Сотрудники нашей редакции, не понаслышке знакомые с романтикой горных троп, вновь отправились в путь, чтобы взойти на одну из живописнейших вершин Лагонаки и тем самым закрыть наш туристический сезон.

Короткие сборы

Минувшие выходные стали для нашей редакции очередным поводом отложить дела и отправиться в поход. Эта традиция, зародившаяся несколько лет назад, уже успела сформировать из ряда коллег заядлых походников и подарить незабываемые впечатления. Я, будучи относительно новым членом нашей команды, присоединялась к двум последним вылазкам и оба раза убеждалась: поход в горы — настоящее испытание на прочность.

В этот раз наш выбор пал на гору Оштен в Лагонаки, что в Адыгее. Этот массив, часть Кавказского биосферного заповедника, известен своими крутыми склонами, переменчивой погодой и, конечно, завораживающими видами, которые открываются с его вершины.

Из Краснодара мы стартовали еще до рассвета — в 4.00. Быстро закинув в машину рюкзаки и провиант, взяли курс на Яворову поляну близ Гузерипля. По прибытии оставили авто на стоянке и, сменив урчание мотора на шелест листвы, погрузились в тишину леса, устремив путь к воротам Кавказского биосферного заповедника. Стоит упомянуть, что вход на его территорию платный — 500 руб. с человека в сутки, группу регистрируют на КПП, так что обязательно берите паспорт.

Долгожданный привал

Первые километры маршрута к Оштену пролегали вдоль живописной долины реки Армянки, а тропа извивалась по крупным камням. Высокий сосновый лес, живописные валуны и по-осеннему яркие краски поминутно заставляли нас останавливаться и осматриваться по сторонам, стараясь запечатлеть картинку в памяти. «Как же тут здорово!» — эта мысль наверняка посетила каждого из нас.

Когда вышли на маршрут от КПП, было около 5 градусов тепла, так что надели на себя все теплое сразу. Но, поднимаясь по тропе под припекающими лучами солнца, постепенно избавлялись от слоев одежды, оставшись в футболках.

Второй, и весьма долгожданной, точкой нашего маршрута стал приют «Инструкторская щель» — специально оборудованная территория для туристического лагеря. Настал момент, ради которого, кажется, и совершаются все походы. Привал! Рассевшись по огромным камням, достали наши припасы: вареные яйца, сытные бутерброды с колбасой и, конечно, горячий травяной чай. Плотно перекусив и набравшись сил, отправились дальше.

Повернули назад

От приюта «Инструкторская щель» наш путь к подножию горы Блям (2378 м над уровнем моря), через вершину которой пролегает путь на Оштен (2804 м), начинался по удивительно ровной тропе, здесь-то мы смогли выдохнуть. Однако вскоре маршрут резко изменился: тропа круто и неумолимо поднималась вверх.

Когда мы наконец достигли Бляма, перед нами открылись бескрайние просторы Лагонаки. Восхищение вызвал хребет Каменное море, который, словно застывшая в движении морская пена, обернулся причудливыми монолитными скальными образованиями. Глядя на то, как под нами плывут облака, мы буквально понимали, что дотянулись до небес.

После Бляма следовал небольшой спуск на перемычку, а затем — выход на широкую полянку. Именно здесь, по словам опытных туристов, начинается один из самых сложных и, пожалуй, неприятных участков пути — сыпуха. Это тропы с мелкими камешками и зернистым грунтом, наступая на которые можно поскользнуться. Земля сыплется под ногами, и ты буквально катишься по ней. Подъемы к главной вершине практически все состоят из сыпухи.

Но мы уже понимали, что Оштен нам сегодня не покорится. Пока дошли до Бляма (путь с многочисленными остановками занял около 3,5 часа), небо заволокло тучами, вершина скрылась с глаз. На Бляме мы снова достали из рюкзаков свитшоты и куртки, надели шапки и теплые перчатки, так как температура снова упала градусов до пяти.

Будучи ответственными походниками, мы, выпив кофе на Бляме и наделав 100 500 фото на фоне Оштена, повернули в обратный путь, понимая, как тяжело нам пришлось бы на сыпухе, когда под ногами сырая земля. Никому не хотелось пополнить статистику МЧС о несчастных случаях в горах, так что мы бодрым шагом отправились по тропе вниз и как раз успели до дождя. Его шум слушали на базе отдыха — на веранде уютного дома — под треск угольев в мангалах, в которых скворчал шашлык и запекалась картошка в мундире.